В косметологии, как и в любой другой области, все время возникают, как грибы после дождя, новые «светила» и культовые нововводители.
Впрочем, как и грибы, они бывают погаными и полезными.
Всепланетный модный марафон с «кислотами», который прославил Полу Бегун, успешно завершился. Кстати, чудесного омоложения он не принес не только миллионам девушек, напрочь избавившимся от здорового микробиома кожи — длинный ряд пластических операций, инвазивных вмешательств, а также сеть неубираемых уже и Фотошопом глубоких морщин на лице знаменитой «феюшки-кислотницы» говорит об одном — это не панацея от преждевременного старения кожи. Это, скорее, его мощный катализатор.
Как подсказывает мне мой тридцатилетий опыт тесного общения с уходовой косметикой — как только известный косметолог или блогер выпускает свою уходовую линию, лучше о нем просто начисто забыть. Ибо в этот момент он заодно выпускает в свободный полет и свою объективность. И о нем — или хорошо, чтобы не злить адептов, или никак, чтобы не портить себе нервную систему.
Естественно, после волны, смывшей километры защитного слоя кожи, в мире появляется огромное количество недовольных лиц, кожу которых сейчас нужно экстренно восстанавливать.
Маркетологи снова тут, как тут — мы вас отшелушили до мозга, мы вас сейчас и восстановим — знакомьтесь, высокоэффективная косметика с мощными «хорошими» бактериями»!
Основоположника конкретного (в которого потом мы, заросшие новым видом акне, будем дружно тыкать пальцем) у этого нового помешательства нет.
На самом деле, началось все очень давно, еще в начале XX века. Великий ученый и лауреат Нобелевской премии И.И. Мечников написал книгу «Продление жизни», в которой связывал продолжительность жизни со здоровым балансом «хороших» и «плохих» микроорганизмов, мирриады которых населяют наше тело.
Косметика с пребиотиками разрабатывается очень давно и одновременно во многих странах. Так что, с точки зрения обычного потребителя, браться за нее не так боязно — она хоть как-то исследована и тотальной разрушительной силы в себе не несет.
Однако, как и любая косметика, эти кремы — отнюдь не панацея от любого изъяна кожи, и требуют вдумчивого подхода не меньше, чем любой другой ингредиент, который мы наносим на нее.
Первый вопрос, с которым сталкивается обычный потребитель косметики — это беспорядочное мелькание двух терминов «прОбиотики» и «прЕбиотики». В аннотациях на один крем от двух разных блогеров мы можем увидеть оба варианта, ибо, в большинстве своем, перед обозревателями стоит цель не разъяснительная, а сугубо коммерческая. «Пре» или «про» — да хоть «при», лишь бы убедить страждущих — прыщам и морщинам — кранты.
В чем разница?
Пробиотики — это самые настоящие живые микроорганизмы.
Чаще всего — это два вида микроорганизмов, бифидобактерии и лактобациллы. Но для упаковки и транспортировки обычно берутся неактивные бактерии — так удобнее с точки зрения их сохранности и всего процесса производства. Они начинают работать, только попадая в среду с определенным pH, температурой и влажностью.
Так, заглатывая капсулу с порошком пробиотиков, мы отправляем ее в идеальные условия для размножения полезных бактерий, в дружную компанию к борщу и биточкам.
И вот тут начинается самое интересное — а что с косметикой и с кожей?
Крем — это не та среда, которая устроит бактерии.
Пробиотиков в чистом виде в косметике нет.
В ней есть лизаты или ферменты, которые выполняют лишь ограниченную часть функций микроорганизмов.
Для решения проблем кожи с помощью живых микроорганизмов в косметике нужны определенные условия. Создавать средства для ухода за кожей с ними намного дороже и технологически сложнее, они отнюдь не со всеми компонентами дружат и хранятся не дольше домашнего кефира. Да, они безопасны и для здоровой, и для проблемной кожи, не вызывают побочных действий, их эффективность доказывается научными исследованиями. Но для массового производства выгоднее использовать пребиотики.
Пребиотики — это ни разу не микроорганизмы. Это вещества, которые только стимулируют рост и деятельность какой-то группы полезных бактерий. Обычно это олиго- или полисахариды, которые изготавливаются из фруктозы или галактозы. Их производство дешевле, они легко сочетаются с другими ингредиентами, их легко хранить и транспортировать.
«Что могут короли?» … точнее пробиотики и пребиотики в косметике.
Прежде всего, такого рода средства рекомендуются для проблемной и чувствительной кожи.
Поэтому, не спешите хвататься за модные бутылечки с бактериями — у здоровой нормальной кожи все великолепно работает само.
Грубо говоря — как здоровому человеку не нужны антибиотики, так и про- и пребиотики без дела ему тоже ни к чему.
Когда пробиотики и пребиотики действительно нужны:
— Атопический дерматит.
— Себорейный дерматит.
— Различные виды акне.
— Розацеа.
— Катастрофическая сухость кожи.
— Лечение солнечных ожогов.
— Восстановление защитного барьера кожи, в том числе и после агрессивных уходовых средств.
— Нужны всем в виде дезодорантов.
— Для излишне чувствительной кожи.
А что же с антивозрастными эффектами?
Ни одного внятного научного исследования, доказывающего, что именно пробиотики или пребиотики «стирают морщины» (в отличие от исследований об акне и даже псориазе), я лично не нашла. Очень сильно подозреваю — от того, что их и нет. Напрямую этот процесс представить себе с физиологической точки зрения очень сложно.
Влияние этих ингредиентов на возрастную кожу происходит опосредованно — за счет улучшения ее увлажненности, целостности защитного покрова (экология не так гадит, солнце не так старит).
Поэтому, если у вас отлично увлажненная возрастная кожа и в ваши планы не входит преждевременное старение — не спешите всенепременно нестись в общей сумятице за пробиотиками и иже с ними.
Именно доказанный, самый заметный омолаживающий эффект, при уже имеющихся заметных возрастных изменениях, все равно дают на данный момент ретинол, идебенон и пептидные комплексы, в особенности факторы роста.
И вообще — давно доказано, что оральный прием пробиотиков отлично влияет и на состояние микробиома кожи.
Мы часто забываем, что кожа — это орган, а не полигон для наружных испытаний оружия от морщин. В том числе — и бактериологического.
Выпили стакан домашнего кефирчика, сделали увлажняющую тканевую масочку и зарядку для лица, оставив дрожжи и прочие изыски для действительно сложной и проблемной кожи, и довольны собою, и счастливы.
Тем более, что гениальная украинская пословица » Що занадто, то не здраво!» и здесь не дает сбоев.
Бездумное применение «бактериологической» косметики на самом деле может кожу крепко разозлить. Достаточно вспомнить деликатно замятые исследования о весьма неприятном виде акне, так называемом «дрожжевом», вызванном излишним усердием насчет бактериологии в косметике. Кроме того, что оно скверно излечивается, оно еще и передается другим людям, например, через руки, чужие полотенца или постельное белье.
Наш огранизм имеет свой четкий и выверенный веками баланс, необходимый для его нормального функционирования.
Я лично предпочитаю уважать его гармонию и стараюсь не лезть граблями вышивать гобелены. Насколько заметно это сказывается на состоянии моей кожи — об этом судить вам, мои дорогие читатели.
Вам и решать, согласны ли вы с моим подходом к уходу за кожей, или стоит опробовать на себе каждую модную косметологическую «маркетню», чтобы понять — дело вовсе не в косметике.
Список использованной литературы:
— Кратко о пребиотиках: история, классификация, получение, применение. Авторы Н.А. Тарасенко, Е.В. Филиппова, «Фундаментальные исследования», 2014.
— Пробиотики и Пребиотики. Всемирная Гастроэнтерологическая Организация, 2018.
— Bacteria and Beauty: Microbiota’s Game-changing Potential in Product Development, автор M. Dibon, GCI Magazine, 2013.
8 thoughts on “ПрЕбиотики и прОбиотики в косметике, обзор.”
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.